Железная артерия большого города.
8 февраля 1936 года Омский горсовет заключил договор с московским трестом "Комдортранстрой" (трест коммунально-дорожного строительства) договор на строительство трамвая в Омске. Срок окончания первой очереди строительства был установлен 1 января 1937 года, а стоимость работ оценена в 1 миллион 600 тысяч рублей. Пущен трамвай должен быть в 19-ую годовщину октября.
В перечень работ входила постройка пути до сада завода имени Куйбышева от станции Омск - пассажирская, протяжением 8200 метров, постройка и монтаж подстанции, временного парка и разные мелкие работы.
Земляные работы на строительстве начались с 28 апреля, укладка пути - с 3 мая. К монтажу подстанции приступили с 25 сентября, подвеска троллейного провода началась 29 октября.
В установленный срок - 8 ноября в 4 часа 36 минут утра был пущен первый вагон по линии Мясокомбинат - Лермонтовская улица. Это был официальный пуск. Первый же трамвай (вагон серии "Х") провёл вагоновожатый Иван Павлович Оконешников на участке "Мясокомбинат - ул. Почтовая" ещё в конце дня 7 ноября.
К этому времени были закончены основные работы по прокладке пути на линии, подвешена контактная сеть на участке Лермонтовская - сад имени Куйбышева. Путь готов на 91,6%, подстанция - на 94%, трампарк - 12%. К 15-20 декабря предполагается закончить все работы по строительству 1-ой очереди трамвая.
Есть одна особенность в указании конечных станций линий, по которым было организовано
движение трамвая. Задачей трамвая была связь железнодорожного
вокзала с с центром города. В 1936 году улицу Лермонтовскую и улицу Почтовую
можно было считать улицами в центре города. Однако линии указаны так:
Мясокомбинат - улица Лермонтовская
Лермонтовская - Сад имени Куйбышева(сейчас кинотеатр имени Маяковского).
Причиной разрыва линии Железнодорожный вокзал - улица Лермонтовская было пересечение
трамвая с железнодорожной веткой. Этот ж/д путь шёл от вокзала к складам (сейчас
это сквер напротив транспортного института[Омски Государственный Университет
Путей Сообщения]). Кроме товарных поездов, по этому пути ходили и небольшие
пассажирские составы - как их называли "Горветка".
Надо сказать, что автобусы не ходили на вокзал, а кольцевались у нынешнего Транспортного
института и пассажиры ехали от вокзала до автобусов на "горветке".
Несмотря на то, что партийные органы высказались ЗА строительство трамвая, у него были и свои противники, которые предлагали вместо трамвая продлить горветку. Конечно же в ряду противников стояло управление железной дороги, которому трудно было смириться с легальной "конфискацией" денежных пассажиров горветки. Поэтому они затягивали сроки установки систем автоблокировки на пересечении трамвайного и железнодорожного путей. Вследствие чего вагоны не ходили через это пересечение(не имели разрешения и морального права подставлять под опасность жизнь пассажиров), то есть не могли ходить от вокзала до цетра напрямую. Конечно, позднее система автоблокировки была установлена, но уже с первых дней работы трамвая стало ясно, что ему "ещё придётся за себя постоять".
Не всё, как по маслу, шло на строительстве трамвая. Были огромные трудности: не хватало и денег, и материалов, и механизмов. Стахановцы строительства героически преодолевали трудности, выполняя своё обещание пустить трамвай в октябрьские праздники.
На установку ртутника подстанции надо было нормально затратить 12 суток. Прибывшие из Свердловска товарищи Сырейщиков и Лопатин эту работу выполнили за четыре. На установку и пуск трансформатора требовалось затратить 4-5 суток, а он был установлен в ночь на 6 ноября. В этой работе хорошо проявил себя С.И. Сушков, под руководством которого производилась установка трансформатора.
Особенно ударно и производительно шли работы, начиная с конца октября и по момент пуска. В это время, несмотря на дождь, снег, бурю и холод, рабочие работали почти круглые сутки. Вместе с ними на путях и у себя в цехах около станков работали связисты, тэцовцы, рабочие заводов, водоканалтреста, службы пути Омской железной дороги и другие, борясь совместно со строителями трамвая за пуск его в срок.