Состояние трамвайных путей

Трамвайные пути в *** в большинстве своём представлены рельсами на деревянных шпалах, закреплёнными с помощью костылей и в гораздо меньшей степени – рельсами на железобетонных шпалах (такие пути уложены на ул. Лукашевича, Волгоградская, 11-я Линия и ул. Богдана Хмельницкого от ост. "ул. Лизы Чайкиной" до "ПО Полёт").
Практически все линии – выделенные, то есть освобождённые от проезжей части; совмещённое с автодорогой полотно есть только в трёх местах (ул. Лукашевича, Орджоникидзе, 2-я Восточная).

В целом по городу состояние путей – неудовлетворительное, а в некоторых местах из рук вон плохое; износ путей сильный. Эта ситуация усугубляется полным отсутствием внимания к трамваю со стороны городских властей. Достаточно выйти почти к любой трамвайной линии в ***, как в глаза бросаются кривые рельсы, разбитые стыки. Естественно, что по таким путям трамваи не могут ездить бесшумно, да и больших скоростей тоже не добиться.

Диаграмма состояния трамвайных путей separator
Щёлкните на изображение
чтобы увеличить
Вот что мы видим на трамвайном полотне:
разбитый стык Разбитые стыки
Стыки рельсов – безобразные. Зазор между рельсами по СНиП 2.05.09-90 должен составлять Z-ZZ мм. В *** же в стык между рельсами может поместиться даже детский ботинок! Отсюда и сильный стук, вибрация, повышенный износ колеса и рельса при проезде такого стыка.
разноуровневый стык ремонтный стык Разноуровневые стыки
Если болты на накладках между рельсами плохо стянуты, или стыкуемые рельсы лежат в разных уровнях, или ослаблено крепление рельсов к шпалам... образуются разноуровневые стыки. Их легко увидеть по характерной "площадке" на следующем по ходу движения рельсе. Такие "площадки" появляются из-за того, что колесо буквально падает с края одного конца рельса на другой при проезде стыка.
В особо запущенных случаях Служба пути производит наплавку разноуровневых стыков. Однако, качество наплавки, как правило, низкое(не соблюдается технология, используются дешёвые материалы, не уделяется внимание качеству проводимых работ).

справа на фотографии
ремонтный стык

горизонтальное смещение стыка Горизонтальное смещение стыков
В *** встречаются рельсы, состыкованные на разных уровнях не только по высоте, но и по горизонтали. Ребордами колёс рельсы со временем растачиваются в нужном направлении, но ни о каком комфорте для пассажиров при движении по данным рельсам говорить не приходится.
электросоединитель отсутствует Отсутствие электросоединителей
Электросоединители на стыках отсутствуют: примерно половина всех стыкуемых рельсов в городе не имеет шунтирующих элементов в зоне соединения. Это приводит к энергопотерям в цепи подстанция-трамвай-подстанция и может приводить к утечке тока.
Проблема здесь не только в плохой работе Службы пути, но и в том, что электросоединители воруют опустившиеся люди. И городские чиновники обязаны реагировать на сложившуюся ситуацию и закладывать компенсации на ущерб, нанесённый злоумышленниками.
грязь вместо балласта Отсутствие гравийного балласта
Гравийный балласт почти повсеместно отсутствует; шпалы, а в некоторых местах даже и рельсы, утопают в грязи. У пересечения улиц Жукова и Красных Зорь, у трамвайных остановок "Универсам", "Маяковского", "11 Ремесленная" после каждого дождя стоят лужи воды. Влажная грязь и вода создают все условия для интенсивного гниения дерева, поэтому даже пропитанные креозотом шпалы довольно быстро приходят в негодность.
Чтобы обеспечить нормальную работу рельсового пути и, в том числе, избежать гниения шпал, в основании трамвайного пути должен находиться дренаж, а гравийный балласт(на котором лежат шпалы) должен выступать над поверхностью земли. Данным требованиям в *** соответствует лишь отрезок линии 10-ого трамвая(от ост. "Универсам" до ул. Дергачёва) и небольшой участок путей по ул. Учебной – Жукова.
рельсы в грязи
забитый жёлоб Забитые желоба
Почему *** трамваи больше всего гремят на пересечениях с автодорогами? – потому что желоба трамвайных рельсов(а такие чаще всего лежат на пересечениях с автодорогами) забиты грязью, и никто их не чистит. Во многих городах России с развитыми трамвайными системами трамвайные рельсы (профиль Тв55) сейчас применяются ограниченно из-за своих низких технических свойств по сравнению с железнодорожными рельсами (профиль Р50). Рельсы профиля Тв55 укладывают на поворотах пути или разворотных кольцах. В тех городах, где всё-таки используются трамвайные рельсы, их чистят специальными жёлобоочистителями. В *** же, несмотря на то, что 30-40% трамвайных путей состоит из рельсов "трамвайного" профиля, жёлобоочистителя нет. А забитые желоба тем временем продолжают доставлять неудобство жителям домов, рядом с которыми трамвайную линию пересекает автодорога
волнообразный износ рельса Волнообразный износ
Забитые желоба также являются одной из причин появления волнообразного износа на рельсах. При таком износе поверхность рельса становится похожей на стиральную доску. Езда по таким рельсам сопровождается большим шумом и вибрацией. Это пагубно сказывается на состоянии вагонов, отталкивает пассажиров и не позволяет трамваю ехать быстро. В *** волнообразный износ присутствует на путях по ул. Лукашевича(от остановки "Проспект Комарова" до въезда на мост им. 60-летия ВЛКСМ), ул. Орджоникидзе, ул. Богдана Хмельницкого(от остановки "ул. Лизы Чайкиной" до конечной "ПО Полёт"), на пересечении ул. Жукова(у дома 146а), на отрезке от остановки "Цирк" до ул. Серова, а также на некоторых других кривых.
Во многих городах России при эксплуатации трамваев со временем на рельсах может возникать волнообразный износ. Чтобы избежать этого трамвайные хозяйства используют специальные вагоны – рельсошлифовщики. С помощью абразивных кругов эти вагоны стачивают изношенный слой и неровности с поверхности рельса. После такой обработки рельс снова становится гладким, и тем самым продляется срок службы трамвайного полотна и вагонов. В своё время в *** тоже был вагон – рельсошлифовщик, однако им так и не научились правильно работать. После нескольких лет работы *** рельсошлифовщик был переделан в депо в обычный пассажирский вагон, и сейчас он ходит под номером 4.
усиление жёлоба арматурой Выедание металла
Трамвайные рельсы на поворотах пути и местами на прямых участках сильно изношены. На повороте трамвайной линии с ул. Лермонтова на ул. Жукова выедание рельса от износа достигло такой степени, что жёлоб пришлось усиливать арматурой! По другую сторону этого пути выедание головки рельса тоже достигло опасного уровня.
Трамвайные кривые, из-за особенностей своей работы, подлежат замене гораздо чаще, чем прямые участки пути. Однако, из 17 поворотов, нуждающихся в замене рельсов, новые рельсы уложены только на 3-х.
выедание головки рельса
прогибы рельсов в районе стыковИскривление полотна в плане и профиле
Отдельно стоит сказать о том, как уложены трамвайные пути. Разнообразные искривления полотна в плане и профиле почему-то считаются *** чиновниками нормой и воспринимаются абсолютно спокойно. Повальный характер приняло искривление трамвайного пути с проседанием краёв в районе стыков. Не меньше распространено и разбивание поперечного профиля трамвайного пути. Из-за этого дефекта полотна вагон бросает при движении то в одну сторону, то в другую. Чем больше скорость движения трамвая, тем сильнее его бросает.
разбитые в поперечном направлении стыки
два рельса одного пути смещены относительно друг другаНеплоскостность полотна
Если едущий вагон начинает покачиваться с боку на бок – значит, рельсы под ним сместились друг относительно друга и теперь не лежат в одной плоскости. Чем быстрее движется вагон по таким рельсам, тем сильнее он раскачивается. Это явление встречается в *** на всех путях с деревянными шпалами, где давно не проводился ремонт или хотя бы замена шпал.
Только в результате наплевательского отношения к работе трамваев со стороны Департамента транспорта и мэрии города рельсовое полотно могло быть настолько сильно запущено. Это же очевидно, что как за состоянием асфальтобетонного покрытия на автодороге, так и за состоянием трамвайного покрытия, необходимо следить.
Хостинг от uCoz