ИЗ ИСТОРИИ
Город Омск был основан Иваном Дмитриевичем Бухгольцем в 1716 году на слиянии рек Оми и Иртыша.
В 1825 году был выпрямлен Московско-Сибирский тракт. Он прошёл через Омск, и город стал резиденцией Западной Сибири. Выгодное положение на пересечении двух транспортных магистралей помогало Омску увеличивать свою значимость в регионе. Темпы роста города увеличивались. К 1825-ому году число его жителей составило 18437 человек, и он вышел по численности населения на первое место среди городов Западной Сибири.
Но наиболее мощным толчком к росту города стало строительство Западно-Сибирской железной дороги. В 1894-ом году первый поезд прибыл на станцию Омск, а в 1897 году открылось регулярное движение поездов. Станция Омск получилась расположена на довольно большом расстоянии (7 километров) от центра города.
Около железной дороги росли посёлки железнодорожников, мастерские, склады и.т.д. В Омск приезжали тысячи поселенцев, шёл бурный рост торговли, мелких промышленных предприятий.
Появилась необходимость транспортной связи города с вокзалом и другими отдалёнными частями города, а дороги в Омске были грунтовые и в непогоду делались совсем почти непроходимыми. Официальны лица из городской Думы, не чуждые ничему новому, подумывали даже о строительстве трамвайной линии.
Была составлена концессия на 40 лет на устройство и эксплуатацию трамвайного парка. Этот хитроумный документ возлагал все тяготы по строительству и эксплуатации первых трамваев на плечи предпринимателя, которому помимо основного строительства нужно было ещё построить и установить 390 дуговых фонарей, страховать своё имущество в местной страховой компании, к тому же ещё и выплачивать в пользу городской казны 5% с годового валового сбора. То есть городская Дума устроила что-то типа тендера, и предпринимателю, который его выигрывал, разрешали строить трамвай. Хотя условия строительства трамвая были довольно тяжелы, всё же трамвай сулил гораздо большую прибыль, и были люди, готовые за это дело взяться.
В 1914-ом году инженером Кудрявцевым были просчитаны основные пассажиропотоки, сложившиеся в нашем городе, а к 1915-ому был подготовлен окончательный проект электрического трамвая. Но, начавшаяся в 1914 году Первая Мировая Война, Октябрьская Революция 1917 и последовавшая за ней Гражданская война не дали возможности построить трамвай в Омске.
После Гражданской войны в городе начался бурный рост промышленного производства, происходило увеличение численности населения. Измученные войной, люди возвращались к мирному быту, прилагали большие усилия к активному строительству новой жизни, а социалистические соревнования и народные стройки ещё больше расширяли город, создавая в нём рабочие места. Многие жители села в погоне за длинным рублём приезжали в город работать, чем увеличивали число горожан. То есть ещё большему количеству омичей нужно было перемещаться по городу. Личные авто тогда была большая редкость, единственным общественным транспортом были конные дилижансы, которые в народе прозвали "40 мученников" из-за тесноты в салоне.
Несмотря на то, что 28 октября 1924 года в Омске появились первые автобусы, они, безусловно, не могли удовлетворить транспортных потребностей растущего города. Кроме того, многие улицы, несмотря на организовываемые субботники, тогда ещё не имели какого-либо покрытия. Поговаривали о трамвае. Официальные лица заявляли о необходимости трамвая в Омске, но на пути всё время вставали неотложные задачи: указания и директивы центрального правительства, местные проблемы и различные неотложные задачи.
В середине 1930-ых годов, когда население Омска достигло 300000 человек, назрела необходимость что-то качественно изменить в перевозке горожан. И в 1935-ом году партийные и советские органы приняли решение о строительстве трамвайной линии в Омске. Как многие стройки в довоенные годы, строительство линии было объявлено ударной общегородской стройкой. Вот что об этом писали омские газеты:
Статья о пуске первого трамвая в Омске в газете Омская Правда от 7 ноября 1936 года.
Статья о подготовке к пуску первых трамваев в Омске в газете Омская Правда от 16 ноября 1936 года.
Трамвай в то время имел не только транспортное значение, он ещё и задавал вектор развития для старых районов и строительства для новых. Так на территории от центра города до ж/д вокзала большая часть пространства была пустырём. Затянутые плесенью болота, общипанные козами кустарники, горбатая насыпь железнодорожного тупика - вот что можно было тут увидеть. Город встречал приезжих убогими "мариупольскими" землянками, где ютились рабочие пивоваренного завода. Когда этот район прорезала трамвайная линия, здесь стали появляться первые многоэтажные дома... К концу тридцатых годов 20-ого века в Омске было уже несколько трамвайных маршрутов. Трамвайные линии из одиночных путей перестраивались в полноценные двухпутные трамвайные линии.
"Зелёные и алые вспышки озаряют по ночам небо над городом. Это несутся по улицам трамваи. Трамвайные пути уходят от центра к далёким окраинам, туда, на Линии восточной окраины Омска, на Северные улицы, на Волчий хвост, к Игнатовке, в те края, откуда прежде люди не решались выходить по вечерам в "город" из боязни утонуть в грязи", - так описывал тогда ещё новое явление в городе - трамвай Л. Мартынов в своей книге "Крепость на Оми" в 1940-ом году. Скорее всего, как можно предположить из описания, на трамваях использовалась световая сигнализация маршрутов...
Далее в жизнь трамвая опять вклинивается история. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественнная Война. тысячи и тысячи омичей поднялись на защиту Родины. Многие уходили на фронт, оставшиеся же боролись за победу в тылу, повышали производительность труда на заводах, перевыполняли нормы. В этот период определяется и преимущественный состав вагоновожатых: женщины на этом посту сменили мужчин, ушедших на фронт. В годы войны трамвай остался фактически единственным городским транспортом в Омске. Можно даже сказать, что трамвай тоже выполнял стратегическую задачу. Ведь он не только перевозил уставших рабочих с завода домой, но и служил для транспортировки хозяйственных и военных грузов. Особо следует отметить его значение в перевозке раненых в госпитали. Для доставки солдат, привозимых в Омск с линии фронта на лечение, машин не хватало, специально для этого трамвайный путь был подтянут поближе к вокзалу, а у госпиталя построенный отрезок пути доходил почти до дверей медицинского учереждения. После окончания войны город вновь втянулся в мирную жизнь и шло его поэтапное развитие.
Так в книге "Город Омск" Б. Кондрикова, Б. Григорьева и И. Новикова 1954 года издания говорится: "Растёт и городской транспорт. В 1954 г. к услугам омичей было 56 трамвайных вагонов, 102 автобуса и 80 такси. Сейчас ведётся строительство троллейбусной линии."
Омский троллейбус был пущен 5 ноября 1955 года.
Хотя автору сайта доподлинно неизвестно, как развивался трамвай в послевоенный период, но в книге М. К. Юрасовой сообщается о том, что к 1963 году в Омске более чем в три раза увеличились трамвайные пути.
Конечно, здесь рассказана далеко не вся история развития трамвая в Омске, но некоторое представление о жизни этого прекрасного вида транспорта с 1936 по 1950-60 -ые годы всё же можно получить.